Посещение ресторана требует соблюдения ряда правил, касающихся употребления блюд, поведения за столом, общения с официантом и т. п., которые являются едиными для заведений по всему миру. Их соблюдение показывает гостя воспитанным человеком, знающим толк в хорошей кухне. В этой статье мы подготовили для вас правила этикета в ресторане — они помогут сделать его посещение приятным и комфортным.
Путь до столика
Необходимо вовремя приехать в ресторан, если был заказан столик. В противном случае метрдотель или официант предложит вам свободное место. Большинство заведений располагает собственным гардеробом: в нем рекомендуется оставить верхнюю одежду, пакеты, зонтики и т. п. Этикет в ресторане позволяет взять с собой дамскую сумочку и небольшой мужской портфель.
Следует знать! Мобильный телефон перед посещением ресторана рекомендуется перевести в беззвучный режим, чтобы звуки уведомлений и звонков не нарушали покой других гостей.
Оформление заказа и общение с официантом
Согласно ресторанному этикету, меню не следует поднимать со стола: оно должно хотя бы одной стороной касаться его поверхности. Если вы не можете определиться с желаемыми блюдами и напитками, не стесняйтесь и попросите официанта подойти через 5-10 минут. Обычно привлекать его внимание не требуется: персонал заведения внимательно следит за комфортом гостей и сам подходит к столику. Однако бывают случаи, когда необходимо позвать официанта или менеджера. Громкие оклики и активное жестикулирование считаются моветоном. Достаточно попытаться установить зрительный контакт или поднять руку вверх.
Важно! Если вы пришли в ресторан с парой, то первым делает заказ пригласивший (он же в конце ужина, обеда или завтрака расплачивается). Приглашенный в праве выбрать блюда, равноценные его заказу.
Поведение за столом
Правила этикета в ресторане за столом несложные: они совпадают с привычными нормами вежливости, которые многие соблюдают и дома. Во время еды нельзя чавкать и разговаривать, стучать столовыми приборами. Дуть на горячее блюдо также не стоит — лучше подождать, пока оно остынет. Суп следует есть исключительно ложкой.
К сведению! Несъедобные части блюд (рыбные кости, дольки лимона, косточки от оливок и фруктов допускается оставлять в верхней левой части тарелки. Однако выплевывать не понравившиеся по вкусу кусочки на посуду нельзя: для этого лучше воспользоваться салфеткой.
Использование столовых приборов
Этикет использования приборов в ресторане может показаться сложным и запутанным, но если вы часто посещаете элитные заведения питания, то быстро запомните некоторые простые правила. Имеет значение расположение вилок, ножей и других аксессуаров на тарелке в процессе трапезы или по ее завершении. Приборы кладут параллельно, когда прием пищи окончен. Во время паузы их можно положить крест-накрест — это знак для официанта забрать посуду позже. При сложной сервировке сначала используются внешние столовые приборы (вилки, закусочные ножи) — крайние на столе. Впоследствии будут использоваться те, что лежат ближе к центру.
На заметку! Вилку принято держать в левой руке, а нож — в правой, но если блюдо подается нарезанным, это правило неактуально, и вилку можно разместить в правой руке.
Напитки: советы и рекомендации
В фешенебельных ресторанах, помимо администратора зала и официанта, также работает сомелье, в задачи которого входит помощь в выборе алкогольных напитков — в первую очередь вина. Этот специалист не только ответит на вопросы о происхождении той или иной разновидности алкоголя, но и поможет открыть бутылку, разольет напиток по бокалам, подберет подходящие варианты гастрономического сопровождения. Если Вы уже заказали алкоголь, поинтересуйтесь у сомелье, какие блюда лучше всего с ним сочетаются.
Полезная информация! Не стоит пытаться открыть бутылку с напитком самостоятельно — это невежливо.
Чаевые
Оставление чаевых — хороший тон. Стандартной суммой считается 10-15% от суммы счета. Если вы остались довольны обслуживанием и кухней, рекомендуется «дать на чай», однако это всегда остается на личное усмотрение посетителя.
Интересно! Во многих современных заведениях можно оставить чаевые не только наличными, но и безналичным расчетом. Это очень удобно для людей, привыкших расплачиваться исключительно банковскими картами.